Белорусских грузоперевозчиков вызывают на беседы в РУВД

6 Feb 2015 г.
Белорусских грузоперевозчиков вызывают на беседы в РУВД

Руководителей белорусских компаний, занимающихся международными перевозками, по одному вызывают на профилактические беседы в районные управления внутренних дел.

Директор белорусской компании-перевозчика Николай рассказал "Eжедневнику", что 3 февраля около 18.00 он и учредитель фирмы были вызваны в управление внутренних дел одного из столичных районов. По словам собеседника, многим его знакомым, работающим в сфере перевозок, также пришлось пообщаться с представителями контролирующих органов.

Николай предполагает, что номера были взяты из телефонной книжки Сергея Штоды - инициатора проведения митинга грузоперевозчиков, который должен был состояться утром 4 февраля возле Дома правительства. Накануне, 3 февраля, мужчину задержали и арестовали на 15 суток. Официальная причина – ругался матом.

«В РУВД интересовались, собираюсь ли я принимать участие в акции протеста, как в целом отношусь к таким мероприятиям. Беседа носила, скорее, профилактический характер, но, знаете, заставила задуматься…», - говорит Николай. Он не видит ничего удивительного в том, что никто из представителей перевозчиков на акцию протеста не пришел.

Николай добавил, что участвовать в акции протеста лично он не планировал. «Хотя, по сути, называть несостоявшееся мероприятие акцией протеста или митингом – в корне неверно. Планировалось, что грузоперевозчики побеседуют у Дома правительства с представителями этого учреждения о своих проблемах, обсудят перспективы их решения и мирно разойдутся. Агрессивные действия не предполагались», - рассказал он.

По словам Николая, он удивлен, что, когда в 2013 году начались проблемы с системой платных дорог BelToll, никто не обратил на это внимания. А сейчас ситуация почему-то изменилась.

Штраф в 50 тыс. евро – не предел

Компания, в которой работает Николай, – одна из примерно 5 тыс. в Беларуси, которые «попали» на штрафы из-за некорректной работы электронной системой сбора платы за проезд BelToll после ее запуска 1 августа 2013 года. С тех пор фирма должна уплатить штраф в размере 50 тыс. евро.

«Для нашей компании, как и для большинства других, штрафы за пользование платными дорогами неподъемны. В случае если все же придется уплатить их - мы разорены», - говорит Николай и вспоминает, что его штраф далеко не самый большой. Некоторые грузоперевозчики должны государству по 80 тыс. евро.

«Система BelToll не работала правильно с самого начала. Тестировать ее и исправлять недостатки не стали. Просто с 1 августа выдали нам приборы, позволяющие взимать платежи на расстоянии, и предупредили, что теперь ездить без них нельзя», - вспоминает руководитель компании.

По его словам, штрафы начислялись с первых дней обкатки BelToll, но до получателей они дошли только к середине октября 2013 года (через 2,5 месяца после ввода системы в эксплуатацию). Так, свои «письма счастья» Николай получил только в середине октября. Если бы первые, небольшие, штрафы пришли в срок, их получатели своевременно забили бы тревогу. Вместо этого штрафы копились, их суммы росли, ничего не подозревающие водители продолжали перевозить свои грузы.

Влетели на оси

«Водителям приходилось самостоятельно разбираться в настройках выданных им устройств. Их получали в обыкновенных картонных коробках без инструкций или советов по эксплуатации на них либо внутри», - вспоминает Николай.

Когда вопрос с настройками был урегулирован, появилась новая проблема - кадровая. Выяснилось, что многие специалисты некорректно заключают с грузоперевозчиками договоры. «Большинство участвующих в перевозках автомобилей имеет 5 осей, а в базу данных почему-то вносились информацию о машинах только с двумя осями, - рассказывает директор. - После первого платежа, выставленные водителями настройки сбивались, а прибор начинал «сигнализировать», что по дороге едет двухосевая машина. Соответственно, следовали штрафы за неоплату проезда по дороге трех осей».

«Вообще-то в ПДД Беларуси не сказано, что водитель во время движения должен смотреть на приборы и контролировать какие-то оси. Насколько я знаю, водитель должен смотреть на дорогу и обеспечивать безопасное движение по ней…», - удивляется Николай.

Тайные знания

Постигла перевозчиков еще одна беда: в течение нескольких месяцев после запуска системы BelToll никто не мог толком объяснить им, как она работает. «Мы не знали даже, как подсчитать, сколько денег будет списано со счетов, при этом деньги должны были лежать там постоянно, - приводит пример Николай. - В уполномоченных ведомствах только разводили руками и предлагали нам считать самостоятельно». По словам руководителя компании, разъяснения появились в интернете только через несколько месяцев после запуска системы. К этому времени грузоперевозчики уже получили свои гигантские штрафы.

Судя по всему, некоторые данные скрывались намеренно. Например, после ввода системы в эксплуатацию, транспортники всегда предупреждали иностранцев о том, что они едут по платной дороге, белорусов - нет. «В Транспортной инспекции, которая контролирует взимание сборов на платных автомагистралях, мне тогда сказали, что было негласное указание не предупреждать белорусских перевозчиков», - вспоминает Николай.

«Все недоработки и нестыковки в результате свалили на водителей. Теперь мы крайние. И от нас требуют оплаты неподъемных штрафов, хотя мы ничего и не нарушили», - сетует руководитель компании и вспоминает, что в прошлом году штрафы с грузоперевозчиков обещали списать.

«До сих пор я думал, что так называемая штрафная амнистия состоялась, и мы никому ничего не должны. Но, по всей видимости, это не так», - вздыхает Николай, добавляя, что для его небольшой компании штраф в 50 тыс. евро – верная гибель. «Будем пытаться разбираться через прокуратуру и суды. В случае если все-таки придется уплатить штраф, работа компании остановится», - резюмирует собеседник.

Ежедневник, Мария ДМИТРИЕВА

Похожие новости