По очереди на станцию диагностики можно отслеживать новости законодательства

11 Jun 2014 г.
По очереди на станцию диагностики можно отслеживать новости законодательства

Об увеличении базовой величины или введении новых платежей можно узнать по количеству машин у станций техосмотра. Как только образовалась очередь – жди изменения правил.

Последний раз ажиотаж во время проведения гостехосмотра (ГТО) наблюдался в конце прошлого года – незадолго до введения дорожного сбора для владельцев автомобилей. За 9 лет работы на диагностической станции «Автопромторгагросервис» ее руководитель Юрий Космович помнит и другие причины авральной работы, но говорили мы с ним не только об этом. «Ежедневник» поинтересовался, чем техосмотр по-белорусски отличается от европейского, много ли автомобилей проходят его с первого раза и какие неисправности можно обнаружить на новой машине.

- Как часто в правилах работы диагностических станций происходят изменения?

- Редко. Начав работать, понял, что техосмотр напоминает конвейер: операции одинаковые, устройство машин похожее, разное только отношение их хозяев к эксплуатации. Но изменения есть. Осенью прошлого года ввели пять экологических классов, которые отличаются от принятых в Европе, хотя норматив по содержанию вредных веществ одинаков.

- Требования ужесточили?

- В абсолютных цифрах – да. Но при этом для машин, не вписывающихся в нормативы раньше, возможность пройти техосмотр, напротив, появилась.

- Автовладельцы куда больше вспоминают изменения, косвенно коснувшиеся техосмотра, – дорожные сборы. Много ли машин стояло здесь в очереди в конце 2013 года?

- Очень много. Нам даже пришлось работать в усиленном режиме, по выходным, пока особо экономные автомобилисты тратили время и нервы. Но сотрудники станции привыкли, что изменения законодательства собирают очереди – в преддверии увеличения базовой ставки, к примеру, едут желающие сэкономить.

- Считается, что требование к техосмотру в нашей стране приведено к европейским стандартам. Оборудование у вас тоже на уровне?

- Да. С каждым годом качество услуги повышается, хотя заметно это немногим. Начала работать комната отдыха – для людей, приехавших вместе с водителем и не имеющих право находиться в машине во время ГТО, ведется видео- и аудиозапись, можно записаться заранее. В состав предприятия входит СТО, где можно устранить неисправность. Техосмотр проходит, как и в странах Европы, с одной лишь разницей: за рубежом автомобиль можно оставить на станции диагностики, получив не только со штампом ГТО, но и в технически исправном состоянии. Ремонт входит в перечень услуг – обнаруженные неисправности устранят механики. Наши люди к этому не готовы: многие экономят, ремонтируя автомобиль самостоятельно, или отдают знакомым мастерам.

Диагностика появилась на предприятии как дополнительная услуга: порой надо проверить качество выполненной работы. Диагностические стенды двух линий дополняют работу и позволяют проверить автомобиль. Случается, к нам обращаются люди, интересующиеся состоянием машины, мы проверяем, как работают тормоза или внешние световые приборы.

- Просят ли об этой услуге покупатели машин, сомневающиеся в исправности транспортного средства?

- Редко: оценка автомобиля при покупке отличается от проверки его технического состояния. Основная задача диагноста – проверка экологических показателей, тормозов, рулевого управления. Покупатель хочет выяснить еще и состояние кузова, для чего требуется дополнительное оборудование. Но и здесь есть нюансы. На СТО автомобиль могут проверить в подвешенном состоянии, когда колеса освобождены от нагрузки. На станции диагностики используют тестеры люфтов на стоящей машине. Самая эффективная проверка – комплексная, когда используются все методы.

- Много ли к вам приезжают на автомобилях с просроченным техосмотром?

- Редко. Да и то, просрочка обычно в пределах месяца. Тех, кто не придает значения техосмотру, здесь не бывает вообще.

- Автопарк в Беларуси старый, а значит, вы нередко видите «убитые» машины?

- Из года в год их количество снижается, много откровенно старых автомобилей я видел только в начале работы. Нынешние автомобили подготовлены к техосмотру.

- Это значит, что и техосмотр обычно проходят с первого раза?

- Не всегда. Около 25-40% приезжают повторно. Речь идет о самых разных машинах. Помню машину 1960 г.в. в родной краске, которая прошла техосмотр с первого раза, и трехлетний BMW Х6, у которого обнаружили техническую неисправность. После аварии на автомобиль установили световой прибор, предназначенный для стран с левосторонним движением. Как видно, пытались сэкономить.

- Автомобили в возрасте до 10 лет проходят техосмотр раз в два года. Новый механизм не нуждается в ежегодной проверке?

- Практика показала, что у таких машин есть запас надежности и отказоустойчивости. Но многое зависит от эксплуатации. Если новая машина будет долго стоять, на ее тормозных дисках появится налет коррозии, снижающий эффективность торможения.

- Какие еще неисправности выявляются у новых машин во время прохождения техосмотра?

- Если машину с автоматической коробкой передач ставить только на паркинг, пренебрегая стояночным тормозом, троса закореют и стояночная система может выйти из строя. Если лямбда-зонд перестал работать, экологические показатели перестают соответствовать норме.

- По дороге на интервью попался автомобиль, на номере которого была сделана надпись «Давай, до свидания!». Этот тоже не пройдет техосмотр с первого раза?

- Если содержание наклеек (изображений) различается с расстояния более 10 м при естественном освещении, то нет. Согласованная реклама на транспортном средстве допускается.

- Если с наклейками то и дело возникают вопросы, то с тонированными окнами, распространенными лет 5-7 назад, почти не приезжают?

- Только если речь идет об автомобилях, пригнанных из России. У автовладельцев этой страны все еще распространена запрещенная пленочная тонировка. Чтобы пройти техосмотр, ее необходимо снять.

Ежедневник, Елена Анкудо

Похожие новости